Журнал «Аптечный аудит» —

первое специализированное издание для руководителей

и бухгалтеров предприятий фармацевтической отрасли.

Бренд — по договору

Во многих развитых странах франчайзинг признан одной из ведущих схем построения бизнеса. С недавнего времени франчайзинговые схемы используются и на постсоветском пространстве, в том числе, и в аптечном бизнесе

Обоюдная выгода

Термины «франчайзинг» (от аннгл franchising — право, привилегия) и «франшиза» (от франц. franchise — льгота, привилегия), в сущности, равнозначны.

Но так уж сложилось, что у нас под франчайзингом подразумеваются «отношения между двумя независимыми предпринимателями, в рамках которых одна компания (франчайзер) передает другой (франчайзи) право за вознаграждение открыть собственное предприятие под брэндом франчайзера и с использованием его бизнес-технологий». Франшизой именуется договор, регламентирующий отношения между фанчайзером и франчайзи. Однако с юридической точки зрения в Украине, как, впрочем, и в России франчайзинг рассматривается как коммерческая концессия, франшиза — как договор коммерческой концессии.

Так или иначе, франчайзинг считается взаимовыгодным сотрудничеством.

Компании-франчайзеру реализация франшизы дает возможность минимизировать собственные вложения в открытие новых предприятий и существенно сократить собственный управленческий аппарат, что немало способствует росту управленческой эффективности. Компания-франчайзи благодаря франшизе получает технологии и возможности крупной успешной компании с сильным брендом, что позволяет ей при открытии нового или расширении уже существующего бизнеса минимизировать ошибки (в том числе, критические, чреватые разорением) и за короткое время укрепить свои позиции на рынке.

Иначе говоря, франчайзинг может создавать условия для минимизации рисков у обеих сторон. И надо сказать, что это не голословное утверждение: согласно мировой статистике в области банкротств новых бизнес-проектов, вероятность разорения нового предприятия при использовании франчайзинговых схем снижается примерно в шесть раз.

 

Непридуманные истории

История первая, российская

В 2004 году руководство аптечной сети «Ригла» пришло к заключению, что в такой огромной стране как Россия, где города находятся на довольно больших расстояниях друг от друга, именно франчайзинг является оптимальным путем расширения бизнеса Тем более, что растущие доходы населения и высокая предпринимательская активность обеспечивают ему (т.е франчайзингу) необходимую «материальную базу».

Реализация франчайзингового проекта началась с «кастинга» потенциальных франчайзи. Другими словами, прежде, чем принять решение о заключении договора коммерческой концессии с той или иной аптекой, «Ригла» просчитывала, насколько успешным будет внедрение ее бренда с помощью специальной программы. (В программу закладывались сведения о помещении, форме выкладки товаров и инвестиционных затратах, а также данные о расходах на персонал; аренду, маркетинг, рекламу, страхование, охрану и т.п.).

Кроме того, при принятии решения учитывалось соответствие мотивации и целей претендента и компании «Ригла».

С победителями кастинга «Ригла» заключала договор сроком на 5 лет. (Для справки. По разным оценкам, срок окупаемости франшизы от 1,5-2 лет до 8 месяцев.)

Договор предусматривал внесение первоначального взноса франчази (минимального, в размере $1000 для аптек из Москвы или московской области, и более высокого для аптек из отдаленных регионов) и ежемесячную выплату роялти. из расчета $1000 за каждое предприятие, использующее бизнес-систему «Риглы».

Мало того. Согласно договору, на плечи предпринимателя «ложились» инвестиционные расходы и затраты на формирование товарного запаса аптеки, которые значительно превышали упомянутые выше выплаты. По оценкам, инвестиционные расходы на открытие аптеки площадью 150 кв. м с торговым залом 100 кв. м составляли $ 25000- 35000, а необходимые оборотные средства — $ 50000-70000. И это без учета затрат предпринимателя, связанных с приобретением недвижимости, капитальным ремонтом, арендными платежами и банковскими комиссиями.

Словом, приобретение статуса франчайзи дешевым удовольствием назвать трудно.

Правда, по условиям договора, «Ригла» предоставляла аптеке-франчайзи:
— право использовать торговую марку «Ригла»;
— возможность закупать лекарственные средства и сопутствующие товары по минимальным льготным ценам с гарантией бесперебойных поставок у своего стратегического партнера — компании «Протек»;
— помощь в проведении мероприятий по продвижению товаров и стимулированию сбыта;
— полный комплект материалов для регламентации бизнес-процессов и проверенных поставщиков качественного торгового оборудования.
К тому же «Ригла»

— занималась обучением персонала;

— оказывала маркетинговую и информационную поддержку при отслеживании тенденций и сезонных колебаний спроса на товары,

— помогала оптимизировать ассортимент с учетом местоположения аптеки –франчайзи и демографических особенностей местного населения.

По прошествии полутора лет с момента старта проекта руководитель группы франчайзинга компании «Ригла» сообщил, что 8 аптек-франчайзи, уже работают и еще 5 аптек откроются в ближайшее время. Предприниматели расценивали заключение договора коммерческой концессии как «свою большую удачу». Некоторые вели переговоры о о приобретении территориальной франшизы.

Казалось бы, все складывалось благополучно. Но не прошло и года, как «Ригла» отказалась от франчайзинга вернее, от заключения новых договоров. Главным образом, из- за сложности контроля региональных аптек. Хотя немаловажную роль сыграли и расчеты, свидетельствующие о том, что открывать собственные аптеки выгоднее.

История вторая, украинская

В сравнении с российской «Риглой» украинская аптечная сеть «Є Аптека» — компания молодая. Созданная три года назад и зарегистрировавшая свою торговую марку специально для предоставления франчайзинговых услуг, сегодня «Є Аптека» объединяет 15 собственных аптек в Киеве и области, 2 региональные аптеки, работающих по франшизе и в ближайшее время планирует открыть несколько аптек-франчайзи в столице.

Но главное в другом: в отличии от «Риглы» «Є Аптека» использует обратную схему франчайзинга с присущими ей характерными особенностями выстраивания взаимоотношений. Правда, проявляются эти особенности не сразу. Начальные этапы прямого и обратного франчайзинга практически неотличимы.

В обоих случаях франчайзи, заплатив первоначальный взнос (к примеру, в размере 10000 грн.), получает права на использование торговой марки и «Франчайзингового пакета «Метод ведения аптечного бизнеса», находит помещение, закупает оборудование и нанимает персонал.

Однако дальнейшие взаимоотношения между франчайзером и франчайзи в прямом и обратном франчайзинге выстраиваются по-разному.

При прямом франчайзинге предприниматель должен инвестировать средства в организацию бизнеса, и вкладывать собственные оборотные средства .
в товар, а затем ежемесячно выплачивать франчайзеру роялти ( иногда -в размере 1,5% от оборота, иногда — и больше). При этом ценовую политику и размер наценки определяет франчайзер по согласованию с франчайзи.

По сути, при работе по такой схеме задача франчайзи сводится к ведению бухгалтерии, контролю кассовой дисциплины и оптимизации налогов, которые он выплачивает самостоятельно.

Другое дело — обратный франчайзинг.

В этом случае франчайзер берет на себя формирование ассортимента, доставку товара, ценовую политику. Франчайзи не вкладывает деньги в товар, а получает его по агентскому договору.

Впоследствии вся полученная выручка поступает на счет франчайзера. Он перечисляет агентское вознаграждение на счет франчайзи и изэтих средств владелец аптеки-франчайзи выплачивает зарплату персоналу, оплачивает аренду, коммунальные услуги и пр. Оставшиеся деньги — чистая прибыль предпринимателя. В дополнение замечу, что «Є-Аптека» позиционирует схему обратного франчайзинга как «принципиально новую для нашего рынка форму взаимодействия между франчайзером и франчайзи». Причем более привлекательную для малого и среднего бизнесов, нежели прямая франшиза. Прежде всего, потому, что «благодаря особенностям обратного франчайзинга предприниматель существенно снижает первоначальные затраты при открытии магазина, так как не платит за товарный запас, и вливается в раскрученную сеть». Правда, какому виду франчайзинга отдают предпочтение украинские предприниматели, неизвестно. Статистика отсутствует. Да и от публичных высказываний потенциальные франчайзи воздерживаются.

Ламара Львова

Реклама:

Книжный магазин: