Журнал «Аптечный аудит» —

первое специализированное издание для руководителей

и бухгалтеров предприятий фармацевтической отрасли.

Образование на расстоянии: зарубежный опыт

 

Дистанционное образование — это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение …

Bernd Schachtsiek, президент Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS)

Истоки

Есть мнение, что родоначальником дистанционного образования был автор иллюстрированных учебников и «Великой дидактики». Ян Коменский, живший более трехсот лет назад. Но общепринятым его не назовешь. Некоторые исследователи считают таковым Исаака Питмана, который в 1840 году начал готовить стенографисток «по переписке». Некоторые — Густава Лангеншайдта, автора самоучителя французского языка для взрослых и по совместительству соучредителя Берлинского института иностранных языков с заочной формой обучения, открывшегося в 1856 году.

Кстати, именно 1856 год нередко именуют официальной датой рождения дистанционного обучения. Хотя в Великобритании возможность получать высшее образование на расстоянии появилась двадцатью годами раньше — в 1836 году, когда был основан Лондонский университет (University of London).

Что касается США, то там дистанционное обучение начало формироваться лишь в 70-х годах XIX века .

В 1873 году Анна Элиот Тикнор, взяв за основу британскую программу «Общества поддержки домашнего обучения», создала систему обучения по почте, предназначенную исключительно для женщин. Год спустя аналогичную программу внедрил Университет штата Иллинойс. Тем не менее, «отцом обучения по почте» в Америке считается Вильям Рейни Харпер, благодаря которому в 1892 году в Чикагском университете появилось первое в Америке отделение дистанционного обучения. В начале следующего века такие отделения функционировали уже в нескольких американских университетах. Однако официального признания дистанционное образование в те годы не имело — права присваивать ученые степени у «нетрадиционных» отделений не было. и все же популярность их была велика. В основном, среди работающих взрослых, которых , по мнению исследователей, привлекала возможность в течение непродолжительного времени, без отрыва от основной деятельности и за вполне доступную цену повысить профессиональную квалификацию. А, следовательно, увеличить социальную мобильность и конкурентоспособность.

 

Новый виток

В 1963 году лидер лейбористской оппозиции Великобритании Харольд Вильсон предложил создать университет, использующий при обучении возможности радио- и телевещания. Предложение восприняли «в штыки». В 1966 году, уже во время премьерства Х. Вильсона лондонская «The Times» назвала его «худшим образцом невыносимой непрактичности социалистов». И все же в июне 1969 года, всего через шесть месяцев после обнародования детально разработанного проекта создания университета с дистанционным обучением, появилась Королевская Хартия об учреждении Открытого университета Соединенного Королевства (Open University of the United Kingdom -UKOU) как независимого и автономного университета, имеющего право присвоения ученых степеней. Случай для Великобритании беспрецедентный. Достаточно вспомнить, что созданные тогда же технологические колледжи право присвоения ученых степеней смогли получить только через 20 лет. Позднее Х. Вильсон напишет, что решение учредить UKOU «являлось политическим актом». Исследователи назовут 1969 од «поворотным моментом» в истории дистанционного образования. А технологической модели, разработанной UKOU, присвоят — наряду с трансляционной — статус основной модели дистанционного образования.

Технологическая (она же британская или европейская) модель базируется на «идее специфики дистанционного образования как особой, отличной от очной формы обучения, построенной на основе иных принципов организации учебного процесса и иной дидактике». Иначе говоря, британская модель не : предполагает воспроизведения традиционных аудиторных занятии — лекций и семинаров — с помощью средств телекоммуникации или аудио и видеозаписи. Акцент в ней делается на другом. Во-первых, на самостоятельной работе студентов, для организации и обеспечения которой специально готовятся комплекты учебно-методических материалов на электронных носителях. И, во-вторых, на тьюториалах — практических групповых занятиях, отдаленно напоминающих обычные семинары и кардинально отличающихся от лекций.

Проведение такого рода групповых занятий требует от преподавателя (тьютора) свободного владения материалом нескольких близких по профилю курсов, умения оказывать психологическую поддержку и организовывать шести-восьмичасовую работу студентов в форме деловой игры, кейс-стади или мозгового штурма. Поэтому неудивительно, что расходы на подготовку и повышение квалификации тьюторов составляют существенную долю в бюджете UKOU, равно как и в бюджетах университетов других стран, работающих по британской модели и финансируемых правительством. Немалых финансовых затрат требует и подготовка учебных материалов. Но, как ни странно, крупные вложения в научно-методическое и кадровое обеспечение исследователи считают, скорее, достоинством, нежели недостатком британской модели. К несомненным же достоинствам модели они относят отсутствие необходимости в специально оборудованных устройствами центров для интерактивной телетрансляции филиалах (тьюториалы могут проходить в обычных аудиториях), а также систему аттестации и мониторинга качества образования, разработанную в UKOU.

Соединенные Штаты Америки пошли другим путем.

В середине 60-х некоторые инженерные колледжи разработали учебные телевизионные программы, рассчитанные на сотрудников ближайших корпораций. Инициатива себя оправдала. И в 1984 году в США был создан Национальный Технологический Университет (NTU). Не прошло и десяти лет, как NTU трансформировался в консорциум из 40 университетских инженерных школ, в котором дистанционным методом обучались более 1000 студентов.

Как и OUUK Национальный Технологический Университет был наделен правом присваивать ученые степени. Но в отличие от Открытого британского университета в NTU использовалась трансляционная модель, которую иногда называют американской, хотя ее применение и не ограничивается территорией СШП.

В основе американской модели лежит идея единства принципов дистанционной и очной форм обучения..

Согласно этой модели. процесс дистанционного обучения выстраивается по образу и подобию процесса стационарного обучения. Разве что для воспроизведения традиционных семинаров и лекций используются современные технологии.

В 80- х годах из-за несовершенства каналов и средств телекоммуникации об интерактивном общении между преподавателем и студентом оставалось только мечтать. Во второй половине 90-х благодаря массовой компьютеризации и распространению DVC — цифровой видеокоммуникации (или как ее еще называют «сжатого видео») «арсенал» дистанционного обучения пополнился онлайновыми видеоконнференции. Другими словами, у студентов, находящихся за тысячи километров от университета, появилась возможность виртуально участвовать в семинарах, получать индивидуальные консультации, обсуждать те или иные вопросы изучаемого курса, присутствовать на экзаменах и лекциях. Более того. При желании студенты университетов могли — опять-таки виртуально– посетить научные конференции с участием крупных ученых и прослушать курсы известных лекторов, что безусловно способствовало повышению качества дистанционного образования. Правда, создание и обслуживание сети специальных филиалов, оборудованных для прямых трансляций и связи с лектором, требовали серьезных финансовых вложений. В противном случае, по оценкам специалистов, эффективность , да и сама возможность трансляционной модели, резко уменьшались.

 

Диплом по Интернету

«Мы работаем, чтобы помочь людям ощутить революцию в образовании, которая происходит на основе сети Интернет…. Мы — это группа преподавателей и студентов всех возрастов, которые сотрудничают, обучаясь через Интернет. Очень скоро появятся сотни новых учебных заведений с тысячами Интернет-курсов…», -. так сформулировали свою миссию создатели Интернет- университета CASO.

Обучение в CASO осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. К разработке 2738 интерактивных курсов по 24 направлениям, включая аэронавтику, искусство, экономику, медицину, историю, иностранные языки, литературу, CASO привлек 87 аккредитованных учебных заведений. И что, пожалуй, самое главное, этот университет наделен правом присваивать ученые степени.

В отличие от CASO университет SPECTRUМ специализируется на дополнительном профессиональном образовании. Да и позиционирует себя иначе. На сайте SPECTRUМ можно прочесть: «наш виртуальный кампус на www является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, и более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются в наших виртуальных классах».

Учебный год в таком виртуальном классе разбит на четыре четверти. Длительность курсов варьирует от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается от 8 до 20 различных учебных курсов, начиная от курса географии и заканчивая курсом программированием. Три из них можно изучить, заплатив регистрационный взнос, составляющий всего $15.

Студентам, успешно сдавшим итоговый экзамен, университет выдает документы государственного образца в области дополнительного образования .

И еще в университете есть Chat Cafe, .

По идее, в нем должны проводиться онлайновые дискуссии, имеющие непосредственное отношение к изучаемым курсам. Но реализовать эту идею из-за технических сложностей пока не удается. Тем не менее, популярность виртуального кафе среди студентов велика.

 

Ламара Львова

Реклама:

Книжный магазин: