Журнал «Аптечный аудит» —

первое специализированное издание для руководителей

и бухгалтеров предприятий фармацевтической отрасли.

Разные подходы

Государственное регулирование цен на лекарственные средства — общепринятая практика. Но методы и степень охвата сферы ценового регулирования отличаются даже в странах Евросоюза.

Национальные модели

Германия принадлежит к числу стран со средним охватом сферы ценового регулирования.

На всей территории страны действуют единые розничные цены. Торговая наценка — как у дистрибуторов, так и в аптеках — зависит от стоимости препарата: чем выше цена, тем ниже наценка. В среднем же торговая наценка аптек составляет 30,9%, а оптовиков — 13,9%. Такая же система ценообразования в оптовой и розничной торговле характерна и для Франции.

На уровне производителя в Германии, так же как в Нидерландах и Дании, действует свободное ценообразование. Однако в отличие от упомянутых стран в Германии существует перечень препаратов с фиксированной ценой.

На долю подобных препаратов приходится примерно четверть немецкого фармацевтического рынка. Они пользуются большим спросом и оплачиваются через больничные кассы обязательного медицинского страхования. Как следствие, производители вынуждены устанавливать отпускные цены на уровне фиксированных и ниже.

Кроме того, в Германии в соответствии с Законом об ограничении расходов на медикаменты уже не первый год действует регулирование Aut-idem.

Суть Aut-idem состоит в регламентировании особой формы рецептурного бланка.

Бланк содержит графу «Замена лекарственного средства запрещена», на которую должен обратить внимание провизор. И вот почему.

Врач вправе выписать любой препарат, в том числе, и дорогой. Однако провизор обязан заменить его препаратом с таким же действующим веществом и такой же формы из утвержденного списка (Для справки. Список формируется за месяц до начала квартала Федеральным комитетом врачей совместно с руководством больничных касс и включает лекарства из нижней ценовой трети либо пять самых недорогих препаратов с одинаковым действующим веществом.)

Если же в рецепте есть отметка «замена запрещена», провизор выдает оригинальный препарат. Правда, врач со своей стороны должен обосновать назначение.

В дополнение уместно заметить, что с начала прошлого го года в Германии по инициативе министра здравоохранения Филиппа Реслера (Philipp Rеsler) введены новые методы формирования цен на лекарства. Согласно новым правилам, стоимость препарата в значительной степени определяется его пользой для пациентов и существованием других методов лечения.

В отличие от Германии во Франции свободное ценообразование на уровне производителя распространяется лишь на ОТС-препараты и лекарственные средства, не подлежащие возмещению.

Цены же на возмещаемые лекарства определяют Экономический комитет по медицинских продуктам (CEPS) и Комиссия по транспарентности.

Производитель ведет переговоры с Комиссией о конечной цене препарата и в течение двух месяцев Комиссия по транспарентности выносит свой вердикт. CEPS в течение 180 дней принимает решение о статусе препарата, основываясь на результатах оценки значимости медицинской помощи (Service Medical Rendu — SMR).

SMR оценивается Комиссией по транспарентности по пяти критериям таким как:

- эффективность и возможные побочные реакции;

- значение препарата в терапевтическом процессе в сравнении с имеющимися альтернативными методами лечения;

- серьезность заболевания, требующего вмешательства;

- лечебные, профилактические или симптоматические свойства препарата;

- его значение для общественного здоровья и здравоохранения.

Исходя из полученных данных, Комиссия по транспатентности причисляет препарат:

- либо к инновационным продуктам со значительной терапевтической пользой;

- либо к продуктам со значительным улучшением терапевтической пользы в плане эффективности и/или снижения побочных реакций;

- либо к продуктам с умеренным улучшением в плане эффективности и/или снижения побочных реакций;

-либо к продуктам с незначительным улучшением в плане эффективности и/или пользы:

-либо к продуктам без улучшения, которые все же могут получить рекомендацию для включения в перечень возмещаемых лекарств:

- либо к продуктам с отрицательной оценкой в плане включения в перечень возмещаемых препаратов.

Если SMR лекарства мала — затраты на него не возмещаются. Если SMR лекарственного средства велика или умеренна, его включают в позитивный перечень возмещаемых препаратов. Замена оригинального препарата дженериком разрешена, если врач определенно не высказывается против нее.

В Литве, как и во Франции, государство регулирует только цены на возмещаемые препараты.

Правда, цены на дженерики (оригинальные препараты в Литве не производятся) контролируются опосредованно. Иначе говоря, дженерик не исключается из перечня возмещаемых препаратов, если заявленная производителем цена на 5% выше средней цены на тот же дженерик в странах ЕС. Причем дважды в год цены пересматриваются в ходе переговоров представителей Министерства здравоохранения и фарминдустрии.

Право на получение препаратов из Прайс-листов возмещаемых лекарственных средств (Price List of reimbursed pharmaceutical products)имеют только амбулаторные пациенты.

Первый лист включает лекарства для определенных заболеваний, при которых затраты могут возмещаться на 50%, 80% или 100%. Но в любом случае дети до 16 лет имеют право на 100%-е возмещение

Во втором прайс-листе перечислены препараты, затраты на которые возмещаются на 80% или на 100%. 80%-ное возмещение получают дети от 3 до 16лет, пенсионеры и инвалиды, 100%- ное — дети до трех лет.

Замена препаратов дженериками разрешена.

В Великобритании прямого контроля ценообразования не существует. Цены на возмещаемые лекарства контролируются опосредованно — по Программе регулирования фармацевтических цен (Pharmaceutical PriceRegulationScheme — PPRS), действующей на основе соглашения между британской ассоциацией фармпроизводителей ABPI и правительством.

Препараты безрецептурного отпуска, которые согласно Генеральному списку лекарственных средств(General Sales List — GSL), подлежат продаже без ограничений, продаются как в аптеках, так и в магазинах. Затраты на них никогда не возмещаются. Безрецептурные препараты из списка лекарственных средства подлежащих продаже только через аптеки(Pharmacy-Only List — POL), естественно, продаются только в аптеках. Затраты на них возмещаются лишь в некоторых случаях. К примеру, при лечении хронических заболеваний или при лечении детей до 16 лет. Замена оригинальных препаратов дженериками запрещена.

И еще одна любопытная деталь.

За каждый купленный препарат пациенты платят рецептурный сбор, равный 6,40 фунта. Правда, не все. Дети, беременные, пациенты с низким доходом пожилые люди(старше 60 лет), матери малолетних детей (до 1 года) и хронические больные от оплаты сбора освобождены.

Не в пример Германии, Франции, Литве и Великобритании в Чехии государство контролирует цены на все лекарственные средства.

На практике это выглядит так.

Производитель передает заявку на установление цены в Министерство финансов. Министерство издает список максимальных цен, действующий вплоть до издания следующего списка и пополняющийся за счет вновь зарегистрированных препаратов.

Если Министерство финансов согласно с предложенной производителем ценой, препарат автоматически причисляется к категории возмещаемых.

Уровень возмещения определяется по группам препаратов с одинаковым или сходным активным веществом. Больничные кассы возмещают затраты, исходя из стоимости самого дешевого эквивалента в группе лекарственных средств. Замена оригинального препарата дженериком не разрешена.

Исключение из правил

США — единственная страна, где полностью отсутствует государственный контроль ценообразования. По формальным признакам это действительно так:. Хотя бы потому. что в США цены на лекарства устанавливаются в ходе переговоров производителей с покупателями из общественного и частного секторов, к коим причисляются дистрибьюторы, розничные торговые предприятия, организации медицинского обеспечения, страховые общества и больницы. Однако, по сути, государство и в США влияет на формирование цен.

Дело в том, что в США существуют две крупные программы медицинского страхования «специального назначения» — Medicare, охватывающая почти 40 млн. инвалидов и людей, старше 65 лет, и Medicaid , в которой участвуют более 50 млн. детей, их родителей, пожилых людей и инвалидов с ограниченным доходом.

Обе страховки покрывают стоимость препаратов, выписанных амбулаторно. Разница в том, что Medicare финансируется федеральным правительством, а Medicaid финансируется совместно правительством США и штатами. Каждый штат обязан вести свою собственную программу Medicaid по правилам, установленным федеральным правительством.

Рыночные позиции Medicare и Medicaid весьма близки к монопольным. Поэтому во время переговоров с поставщиками лекарственных средств они могут диктовать свои условия по ценам на препараты.

Так или иначе, но, судя по опросу, проведенному несколько лет назад, большинство американцев недовольны сложившейся ситуацией.

Так, 79% опрошенных сочли затраты, связанные с оплатой рецептурных препаратов, неприемлемыми. По мнению 70% респондентов, фармацевтические компании слишком обеспокоены прибылью и недостаточно — помощью людям. На взгляд 76% участников опроса, в США рецептурные средства обходятся дороже , чем в Канаде, Мексике, и Западной Европе, где существует государственное регулирование ценообразования.. Но при этом только 64% респондентов отметили, что в США не хватает правительственного регулирования цен препаратов.

Ламара Львова

Реклама:

Книжный магазин: